С 1 июля подержанным иномаркам включат красный свет. «Растаможивать» их станет крайне невыгодно. А машины старше 10 лет и вовсе станут вне закона. Поскольку отменяются льготные пошлины и вступает в действие экостандарт Евро-3. Всему этому только предстоит произойти. Но, как уверяют продавцы, рост цен на бывшие в употреблении иномарки уже идет.
ЛЬГОТЫ БЕЗ ОТСРОЧКИ
Льготные таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок действуют у нас с 1 июля 2010 года. Тогда правительство пожалело народ и сделало послабление. Оно разрешило ввезти только одну машину не моложе трех и не старше 10 лет и провести ее таможенную очистку по сниженным ставкам. Если объем двигателя автомобиля не больше 1500 см3, то ставка для него составляет 0,35 евро за см3. Пошлина в 0,4 евро за см3 предусмотрена для машин, двигатели которых больше 1500, но меньше 3000 см3. «Растаможка» мощных иномарок с объемом двигателя больше трех литров стоит 0,6 евро за см3. Эти ставки в два-три раза ниже единых, то есть тех, что действуют с 1 января прошлого года для предприятий и автодилеров.
Через три недели заканчивают действовать льготные таможенные пошлины. Однако люди не успевают привезти и оформить все заказанные за границей иномарки.
«У меня автомобиль куплен в Корее 12/04/11 и сейчас находится в Китае, – пожаловался на блоге министра финансов Максим Мицик. – Но по данным логистики, из-за сложной ситуации с отгрузкой в КНР машина может не успеть до 01/07/11. Может быть, есть возможность продлить срок ввоза для автомобилей, которые оплачены и находятся в дороге?»
Другие посетители правительственного интернет-блога тоже просят отсрочку. Они ссылаются на перегруженные железные дороги и морские порты.
«Прием заказов на покупку прекратился еще в марте, оставили время про запас на доставку в Казахстан, – пишет Дмитрий на блог министру транспорта и коммуникаций. – Тем не менее сегодня порядка 20 контейнеров не прибыли в Прибалтику, около 10 контейнеров застряли в Китае и около 80 контейнеров находятся в Риге с грифом «неизвестна дата отправки». Деньги заплачены немалые. Только в нашем случае страдают около 400 человек…»
- Таможенное законодательство не предусматривает продление, – сообщила начальник управления таможенных доходов департамента таможенного контроля по Карагандинской области Татьяна Абдразакова. – Это обсуждалось на совете глав таможенных органов Таможенного союза. И там пришли к выводу, что год – это достаточный срок для того, чтобы все желающие могли заказать, привезти и «растаможить» свои автомобили.
ПОШЛИНЫ ДОРОЖЕ АВТО
Разумные автовладельцы перестали заказывать за рубежом иномарки еще в конце феврале. Ведь на доставку машины уходит около двух-трех месяцев. При этом надо учитывать очереди, время на дооформление недостающих документов и возможные сбои в программе – в компьютерной базе данных таможни. Туго придется тому, кто не успеет «растаможить» свой автомобиль по льготным ставкам. Машину придется бросить или переплачивать за нее большие деньги. А это невыгодно. Ведь пошлина может оказаться больше стоимости самой иномарки.
- Возьмем, например, автомобиль марки «Тойота Камри» 2004 года выпуска с объемом двигателя 2362 см3, – объясняет начальник управления таможенных доходов Татьяна Абдразакова. – Ее стоимость – пять тысяч евро. Сейчас «растаможка» этой машины стоит 945 евро, а после 1 июля будет стоить 5960 евро. В эту сумму входит таможенный сбор – 70 евро, импортная пошлина – 35 процентов от стоимости машины, но не менее 1,9 евро за см3 двигателя и НДС – 12 процентов.
Прямая зависимость получается. Чем старше и мощнее автомобиль, тем дороже будет стоить его «растаможка». Здесь руководство стран Таможенного союза поступило обдуманно. Оно стимулирует народ покупать новые автомобили. Если не «Хаммеры» или «Тойоты», то хотя бы узбекские «Дэу» или корейские «Хюндаи».
- Анализ показывает, что средний возраст машин, которыми пользуется население Казахстана, 18-20 лет, – сказал вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау. – Это самый «старый» показатель во всем СНГ. Потому что мы одними из первых начали активно импортировать подержанные машины. Но сколько можно оставаться автомобильной свалкой Европы?
К тому же правительство поддерживает отечественный автопром. Хоть он у нас представлен всего одним заводом компании «Азия Авто», что располагается в Усть-Каменогорске.
Однако несмотря на это, после введения единых, а значит, повышенных таможенных ставок, подорожают доступные подержанные автомобили.
ЦЕНЫ В РОСТ
Чтобы узнать, действительно ли будут расти цены на подержанные иномарки, корреспондент «НВ» отправился на авторынок. Ряды с товаром здесь сильно поредели. Много пустых машиномест. Зато те автомобили, что выставлены на продажу, значительно «помолодели». На моем пути почти не попадались машины, выпущенные в 1990-х годах. В основном ассортимент представлен иномарками младше 10 лет. Зато и цены на них приличные: от 12 тысяч долларов и выше.
- Раньше машин было много на рынке, – рассказал корреспонденту «НВ» пожилой торговец автомобилями Юрий Геккель. – А сейчас машины везут, но на рынке их почему-то мало. Где они, не знаю. Наверное, люди их придерживают. Чтобы потом дороже продать!
- Вот, смотрите, Audi S6, 2002 года выпуска, – подхватил продавец по имени Виталий. – Сейчас эта машина стоит 16 тысяч долларов. А полтора месяца назад мы ее за 15 тысяч долларов отдавали. Да, машина подорожала. Потому что завоза нет и не будет! Так что покупателям хочу посоветовать, чтобы они быстрее приходили и брали машины. Потому что сейчас пошлины повысят и низких цен уже не будет!
Продавцы, торгующие на авторынке, на нехватку покупателей не жалуются. Говорят, в последнее время их даже больше стало. Один ходят, выбирают, прицениваются, другие – покупают. Так что без работы они не останутся. Даже тогда, когда поднимутся таможенные пошлины.
- Будем и дальше машины возить. А куда нам деваться? – сказал продавец Виталий. – Будем более новые модели гонять. Но и цены, конечно, будут соответственные. Получается, опять страдает рядовой покупатель…
…Одновременно с отменой льготных таможенных пошлин в нашей стране введут экологический стандарт Евро-3 для автомобилей. Поэтому с 1 июля вступит в силу очередной запрет. К примеру, в Казахстан нельзя будет ввозить американские и европейские автомобили старше 10 лет. Наша граница будет закрыта для японских машин, выпущенных раньше 2005 года. А российские и китайские автомобили вообще можно будет завозить только новыми (2008 года выпуска и позже).
Создастся дефицит. Получается, рост цен на иномарки спровоцирует не только отмена льготных пошлин, но еще и введение экостандарта Евро-3.