Они требуют личной встречи с владельцем шахты - индийским предпринимателем Лакшми Митталом и повышения зарплаты вдвое. В правительстве Казахстана при этом считают, что у шахтеров вполне адекватная для Казахстана зарплата
Число бастующих шахтеров предприятия "АрселорМиттал Темиртау", которые находятся под землей и отказываются подниматься на поверхность, утром во вторник 12 декабря выросло до 684 человек.
Накануне компания и местные власти заявляли, что бастуют лишь 200 человек с четырех шахт.
Горняки требуют двукратного увеличения зарплаты и выхода на пенсию в 50 лет, а также полной оплаты больничного и улучшения социальной инфраструктуры в городе, в котором сейчас, по их мнению, есть "только пивнари и супермаркеты":
"Поднятие тарифной ставки на 100%, пенсия в 50 лет и стадион" – чего хотят бастующие шахтеры
Также они потребовали беседы с собственником шахты, индийским миллиардером Лакшми Митталом.
"Он занятой человек, мы понимаем, но есть же связь, сейчас XXI век? это можно сделать по связи. Есть скайп, онлайн телевидение. Выбрать человека, он задаст вопросы, Миттал ответит просто на них и все", – предложили они.
Шахтеры также направили от каждой шахты своих представителей на переговоры с представителями компании. "Работает большая инициативная группа: 32 представителя работников ведут переговоры с работодателем", – подтвердила министр.
Коллеги бастующих шахтеров общались с теми, кто находится в шахте. "Ребята в шахте сказали, что не выйдут, пока не будет решения", - объяснили они. Бастующим спускают в шахту еду и воду, но сколько именно они там проведут – пока неизвестно.
В Астане, где 12 декабря проходило заседание правительства, премьер-министр Казахстана ни словом не обмолвился о забастовке шахтеров. А Тамара Дуйсенова со своей стороны заверила журналистов, что у шахтеров вполне адекватная для Казахстана зарплата:
"Минимальная работа в ремонтно-пусковых участках составляет 28 тысяч тенге ($70). А в шахтах, где добыча уже идет, – 36 тысяч ($107)", – рассказала министр.
Шахтеры с утверждениями министра не согласны.
"На основных участках добычи-проходки есть стимулирующий коэффициент, тариф умножается на 1,3, – рассказывает Владимир Ханиев, шахтер АО "Арселор Миттал Темиртау". – Но на вспомогательных участках, таким как УПМД, это правило не распространяется. Там под общими правилами. Получаем минус 20%, то есть 160 тыс. тенге ($477) на руки при выполненном плане".
Другое требование бастующих — снижение пенсионного возраста до 50 лет. Сейчас шахтеры выходят на заслуженный отдых лишь в 63. Министр Дуйсенова утверждает, что по действующему закону они уже могут выйти на пенсию в 50, накопив на счету определенную сумму. Таким правом хотят воспользоваться около тысячи сотрудников угольной промышленности.
Но независимый экономист Уалихан Кайсаров, который сам в молодости работал в забое, говорит, что это невозможно:
"Для этого надо около 10 миллионов тенге накопить, и это только пенсионных отчислений. То есть фактически шахтер должен заработать 100 млн. тенге, чтобы выйти на пенсию в 50 лет. Откуда у шахтеров такие зарплаты? Это у членов правительства такие могут быть, у депутатов парламента или у топ-менеджеров", – замечает он.
Требования о повышении заработной платы горняки выдвигают уже полгода, но тогда их не услышали, и они решились на крайние меры. Сколько продлится забастовка – пока неизвестно. Но шахтеры намерены стоять до конца, пока все их требования не будут выполнены.